?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любимый и один из наиболее часто повторяемый тезис премьер-министра Армении tigransargsyan-а заключается в том, что Армении не нужно производство, а нужно развитие инноваций и развитие знаний. Тезис похож больше не на программный тезис ответственного за экономику государства лица, а на лозунг. Попробуем детальнее рассмотреть, что это означает. Для начала действительная цитата господина Тиграна Саргсяна:

Наш основной принцип состоит в том, что в современном мире нужно построить основанную на знаниях экономику: развитыми считаются те страны, которые производят не товары, а знания
Ссылка.

Производство знаний безусловно важно: самые известные университеты в развитых странах действуют уже сотни лет, привлекают огромное количество студентов из самых разных стран, несмотря на высокую стоимость обучения. Кроме того, развитые страны (далеко не все, между прочим), производят "технологии, производящие технологии". Те самые инновации, если говорить упрощенно.

Но начнем с начала. С производства.
Берем наугад развитую страну.
Австрия. ВВП - 377 млрд в долларовом эквиваленте. По секторам - ... 29.3% - производство, или 110.75 млрд. долл. Исходя из того что население Австрии составляет 8.2 млн. чел., на человека приходится примерно 13.5 тыс. долл. произведенных товаров.


(украдено с сайта intomobile.com)

Австрия нам может не понравиться. Возьмем Швецию, социальное государство с главным сектором услуг и т. д. ВВП - 456 млрд. долл. 26.6% - производство, т.е. 121.3 млрд. долл., или с учетом населения - 13.3 тыс. долл. Возможно наш идеал не Швеция, а Греция? Вот уж кого не обвинишь в производстве товаров. Возможно и с идеями не очень, но по-крайней мере по первому пункту - подходит. ВВП Греции - 305 млрд. долл., лишь 17.9% которых - производство. В среднем на человека в Греции производится всего 5.1 тыс. долл товаров.

А теперь посмотрим на Японию. 10,750 на душу населения. Израиль - 9300. Допустим, там только палестинцами занято производство, а они бедны, что хорошо укладывается в логику "развитыми считаются те страны, которые производят не товары, а знания". Южная Корея также отстает, всего 5000 долл., ну а США, в которых даже флаги привезены из Китая - 10500 долл. на душу населения.

Бедный Китай производит на душу населения всего чуть более чем на 1200 долл. пром.товаров. А что Армения, которую Китай обогнал по подушному экономическому доходу уже в период премьерства Тиграна Саргсяна? Армения отстает даже от Китая - 1170 долл. Но в реальности пром.товаров Армения производит примерно в 5 раз меньше этой суммы, поскольку большая часть производства - цветные и черные металлы, а также прочие производства, связанные с горнорудной отраслью или переработкой алмазов, в том числе вывоз руды напрямую.

С производством вроде бы ясно. Я даже не буду приводить объемы производства Буркины Фасо для того, чтобы продемонстрировать абсурдность первой части фразы. Сравнение в уровне цен также нерелевантно, поскольку мы покупаем корейские или японские холодильники, телевизоры или французские сравнительно дешевые авто или китайскую обувь по той цене, по которой они продают, а не исходя из того, сколько там стоит транспорт внутри страны.

Я уже не говорю о том, что ни одна из экономически развитых стран не имеет опыт перепрыгивания из доиндустриальной экономики в постиндустриализм. Везде было огромное количество заводов, загрязнявших почву и атмосферу (современные технологии могут снизить этот эффект) и без малого все население вкалывало на этих заводах с 8 утра до 12 ночи, нередко с 7 лет возраста за сущие копейки. Это касается как Китая и Индонезии, так и Сингапура и Японии, а до того Германии и Великобритании. Другого пути нет, истории он неизвестен. Известен он правда Катару и Бахрейну, но у нас нефти нет, так что мы останемся в счастливом неведении.

Теперь к инновациям. У правительства господина Тиграна Саргсяна на данный момент было уже почти четыре года чтобы организовать обучение в Армении на самых высоких международных стандартах - и если даже не перенаправить студентов из Оксфорда в ЕГУ, то по-крайней мере сделать армянские ВУЗы более привлекательными хотя бы для самих армян.

Что мы видим на практике? Почти год назад я написал заметку, где привел статистические данные о том, что

Количество иностранных студентов упало до уровня 2003 года


Судя по сегодняшним данным, можно с уверенностью предполагать, что через месяц я напишу еще одну заметку, где речь будет идти скажем о 2001 годе. Или еще каком-нибудь антирекорде. Можно ли обвинить в этом премьер-министра и возглавляемое им правительство? Нет! Образование в Армении совершенно объективно деградирует, поскольку Советского Союза больше нет, а ни одна другая внешняя сила не обеспечит в Армении такой объем промышленности или инвестиций в науку.

Старые кадры либо уехали, либо вышли на пенсию, а новые перспективные студенты получают от правительства Тиграна Саргсяна грант на обучение в иностранном ВУЗе и не возвращаются потом. (см. http://athanatoi.livejournal.com/114545.html). Таким образом, с идеями о расцвете образования можно попрощаться, также как и с иллюзией что развитые страны ничего не производят.

Остаются наука и инновации. Хорошо известно, что наука стоит дорого. Хорошая наука стоит очень дорого. Большинство из экономически развитых государств не могут себе позволить серьезную науку, потому что там нужны совсем иные суммы, те, которые Австрия, производящая на 110 млрд. долл промышленности, просто не тянет.

Мы часто говорим, что из Армении продолжается утечка мозгов. Однако это лишь часть правды. Утечка мозгов происходит практически из всего мира. Россия теряет мозги. Китай. Япония. Индия. Большинство европейских стран. И даже Израиль, айтишники из которого разработали довольно много продуктов, которыми мы сейчас пользуемся, а ученые получили огромное множество нобелевских премий, массово теряет ученых.

25% израильских ученых работают за границей. Израильские ученые одни из самых пожилых в мире, половина из них по возрасту старше 55 лет. Количество ученых в Израиле сократилось с 2000 до 2009 года на 10% и составило 4304. См. также "утечка мозгов из Израиля принимает угрожающие масштабы".

Израиль привожу как характерный и выпуклый пример. В реальности ученые со всего мира стекаются в США, поскольку в глобальных масштабах только США способны содержать науку на высоком уровне и поддерживать ее развитие. Такие страны как Франция нервно курят в сторонке, а страны размером с Армению, пусть и самые развитые, просто не имеют шансов в современности. Даже тот небольшой айти сектор, не может составлять значительную часть экономики. Сегодня он у нас кажется 1.2% составляет, но айтишники люди мобильные, легко меняют свое местоположение в случае чего. А "чего" может случиться где угодно и когда угодно.

Итак, что мы имеем в сухом остатке?

Производство товаров нам "не нужно", остается лишь производство руды и металлов, с чем Армения все-таки худо-бедно справляется, правда почти все от туалетной бумаги начиная произведено не здесь. Развивать образование конечно можно и нужно, но даже не надо мечтать о том, чтобы перенаправить на Армению мировой поток студенчества. То же самое относится к науке. Очень скоро последние советские специалисты выйдут на пенсию и техническая наука в Армении придет в соответствующее ей положение. Социальные науки развивать можно и нужно, но больших доходов они приносить не могут, поскольку всегда останутся дотируемыми.

Подытоживая скажу, что идея о том, что Армении нужно сконцентрироваться на производстве идей, а не товаров откровенно бессмысленная, неграмотная и способна принести большой вред государству.


Картинка коварно украдена с сайта pinktentacle.com

Comments

( 110 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
rigello
Dec. 28th, 2011 02:00 pm (UTC)
Абсолютно согласен. Тезис безграмотный, алогичный и призван, в сущности, прикрыть неспособность правительства сформировать нормальный климат для роста пром. производства.

Это ведь много сложнее, чем открыть банк или оптовую базу. Тем более, когда рядом Иран и Турция, да и Китай с планеты никуда не переехал.
athanatoi
Dec. 28th, 2011 02:42 pm (UTC)
у меня еще два поста в загашнике.

Один - про "амбициозную программу по развитию экспорта к 2020 году". Уже написан. Еще один про выполнение предвыборной программы президента по пунктам.

Edited at 2011-12-28 02:43 pm (UTC)
(no subject) - koreolan - Dec. 28th, 2011 04:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 04:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosorez - Dec. 28th, 2011 09:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iza1976 - Dec. 28th, 2011 05:34 pm (UTC) - Expand
spectat
Dec. 28th, 2011 02:56 pm (UTC)
хороший разбор.
athanatoi
Dec. 28th, 2011 02:58 pm (UTC)
спасибо :)
roocaya
Dec. 28th, 2011 03:01 pm (UTC)
тезис абсолютно тупой
ни одна инновация гроша ломаного не стоит, если она не имеет прикладной нагрузки
знание без прикладной опоры - дым, рассеивающийся быстро и без направления

в конце концов, знание ради знания удел единиц
athanatoi
Dec. 28th, 2011 03:05 pm (UTC)
да вот читаю, читаю, это он уже в который раз говорит, в конце концов доперло. кстати есть факты что правительство старалось отговаривать мелких промышленников открывать бизнес "ибо бессмысленно" еще несколько лет назад.

во время кризиса выживает в первую очередь реальная экономика. у нас ее с гулькин нос. вот и обвал. кстати кто еще сильно упал? Украина, страны Балтии, Болгария и пр. Но даже в сравнении с ними у нас с промышленностью очень плохо.

Кто их всему этому учит, я поражаюсь... у меня в блоге была одна заметка, как один студент год или два в Америке отучился и приехал рассказывал что и как надо делать с экономикой, в частности, сельчан переселить в города и на заводы. Это правда противоположно тому, что говорит премьер, но такой же форменный бред
(no subject) - roocaya - Dec. 28th, 2011 03:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 03:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - roocaya - Dec. 28th, 2011 03:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 03:18 pm (UTC) - Expand
aiivar
Dec. 28th, 2011 03:13 pm (UTC)
Я давно подозревал, что во главе правительства стоит или идиот или профессиональный банкротный управляющий.
athanatoi
Dec. 28th, 2011 03:16 pm (UTC)
Факт есть факт - часто его критикуют за то что он продал золотой резерв страны в 2005 году. Но это мелочи.

В конце 2008 года и начале 2009 года на поддержку курса драма, который потом еще сильнее обвалился, было потрачено не менее 500 млн. долл. Это он только что бывший главой ЦБ стал уже премером. А потом фактически обчистили людей, - а как еще назвать когда в один день валюта на 25% дорожает? У грузин была такая же ситуация, они все поняли и свою валюту обвалили на 4 месяца раньше - в итоге обвал был меньше и кучу средств сэкономили.
(no subject) - iza1976 - Dec. 28th, 2011 05:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aiivar - Dec. 28th, 2011 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kosorez - Dec. 28th, 2011 09:34 pm (UTC) - Expand
pingback_bot
Dec. 28th, 2011 03:56 pm (UTC)
бедные, богатые
User spectat referenced to your post from бедные, богатые saying: [...] прочитать, замечательный анализ на примере небольшой страны: Так какие страны являются развитыми? [...]
watumiaji
Dec. 28th, 2011 04:04 pm (UTC)
Ամեն ինչ այդքան բարդ չէ: Մարդու տեսակ կա, որ մի գիրք կարդում է սկսում է այդ գրքի ազդեցության տակ մնալ: Մեր վարչապետն էլ մնացել է այս գրքի ազդեցության տակ: Սպասենք, թե երբ հաջորդ գիրքը կկարդա ... :Ճ
athanatoi
Dec. 28th, 2011 05:15 pm (UTC)
лол. нуйн дзева хосум арден кани тари? гоне уриш гирк карда - Ли Куан Юи гиркэ шат лав каздер.
(no subject) - watumiaji - Dec. 28th, 2011 05:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 05:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - watumiaji - Dec. 28th, 2011 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 07:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - watumiaji - Dec. 29th, 2011 08:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 29th, 2011 09:26 am (UTC) - Expand
(Deleted comment)
13lad
Dec. 28th, 2011 04:13 pm (UTC)
Израильские ученые одни из самых пожилых в мире
Потому что подавляющее большинство израильских ученых - это выходцы из СССР.
athanatoi
Dec. 28th, 2011 04:55 pm (UTC)
Re: Израильские ученые одни из самых пожилых в мире
Пусть так, там есть другая статистика - по количеству израильтян в американских универах.
cartesius
Dec. 28th, 2011 04:26 pm (UTC)
Ты министра неправильно понял.
Под знаниями он имел в виду - школьные знания.
А именно - открывать хорошие частные школы, готовить школьников 12 лет - чтобы они могли поступить в зарубежные вузы. Потом они там будут учиться - большинство прирабатывая, а самые лучшие - на дотацию государства (лучше конечно на какую-нибудь импортную стипендию).
Дальше выпускник зарубежного вуза остается за границей, делает хорошие деньги за счет своих приобретенных знаний и на часть заработанного содержит оставшуюся семью в Армении, которая производит дальнейшее потомство для обучения за рубежом.

Насколько я вижу, именно такой конвейер знаний последние несколько лет и организовывает наше правительство. ;)
athanatoi
Dec. 28th, 2011 04:56 pm (UTC)
Ну в целом ты прав, но не совсем. Они понимают, что в Армении эти семьи не останутся, их в итоге вывезут, но и это не проблема. По-крайней мере рабочие места создавать не надо и митинги устраивать не будут.
(no subject) - aiivar - Dec. 28th, 2011 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 08:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cartesius - Dec. 29th, 2011 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 29th, 2011 09:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - cartesius - Dec. 29th, 2011 10:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 29th, 2011 12:39 pm (UTC) - Expand
iza1976
Dec. 28th, 2011 05:37 pm (UTC)
спасибо за анализ. Я тут подслушала, что будет продолжение. Жду:)
athanatoi
Dec. 28th, 2011 05:41 pm (UTC)
Все будет. :)

Я про политику тоже буду писать, а то то что читаю в газетах меня не удовлетворяет.
(no subject) - iza1976 - Dec. 28th, 2011 05:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 05:58 pm (UTC) - Expand
vakohoveyan
Dec. 28th, 2011 07:11 pm (UTC)
очень интересно, спасибо поставлю и у меня на странице, пусть читают ;)
athanatoi
Dec. 28th, 2011 07:20 pm (UTC)
Сенкс. Пусть читают.. :)
kosorez
Dec. 28th, 2011 07:27 pm (UTC)
У правительства РА семь пятниуц на наеделю.
То варчапет обещал превратить Армению в финасовый цетр, да такой, что швейцарскме банкиры гасторбайтерами бы к нам понаехали.
То предлагал сделать из Армении один большой Головной НИИ Всевозможных Знаний и Информации Галакитической Академии Наук.
Теперь -- стратегический разворот на 270 градусов -- разработана программа "экспортнооориентированной промышленности".
Всё выглядит как бездарные потуги прикрыть тотальный грабёж будущих поколений.
Тупое выкачивание недр -- единственное, что у них получается.
athanatoi
Dec. 28th, 2011 08:13 pm (UTC)
У них еще несколько проектов было - туризм и айти это еще что по памяти. :)

А про банкиров это в точку. Только для этого надо было сделать.... хоть что-нибудь. совсем чуть-чуть. и люди подтянутся. :)
(no subject) - kosorez - Dec. 28th, 2011 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 08:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ahousekeeper - Jan. 5th, 2012 06:15 pm (UTC) - Expand
kara_t
Dec. 28th, 2011 07:44 pm (UTC)
молодец, Грант. давай продолжение
athanatoi
Dec. 28th, 2011 08:14 pm (UTC)
спасибо :)
karenin
Dec. 28th, 2011 07:56 pm (UTC)
Грант, в общем и целом у тебя (мы ведь на ты?) здесь в основсном все верно, но дело в терминологии - есть понятие knowledge economy, а есть понятие knowledge-based economy, в твоей интерпретации премьер говорит о первой (и по цитате это действительно так), но в действительности, на мой взгляд, исходя из других его фраз, он говорит о второй, возможно и сам запутавшись и упоминая о "экономике производящей знания".
В knowledge-based economy продукт это не знания, знания это инструмент, то есть речь идет не о производстве типа "добыча руды", где все основывается на рабочей силе и на тяжелой технике а о чем-то, где товары создаются (и значит в статистике приведенной выше они все учитываются в статье производство), но товары эти создаются больше на основе знаний, нежели на основе рабочей силы.
В общем и целом посыл премьера логичен - в Армении нет ресурсов, нет (или она дорогая) возможности транспортировки товаров, и пока что (хотя ты прав, что здесь все ухудшается), еще остались образованные люди. Другого выхода, кроме как строить экономику, основанную на знании людей (кстати, для этих же целей, чтобы иметь этих людей со знаниями, тот же премьер замутил программу по обучению молодежи заграницей, сам понимает, что здесь уже ничему не научат... правда вернутся ли?) - никакие заводы Китая, Японии, Германии и США для нас не являются альтернативой, поскольку у нас, в отличие от них, нет рынка сбыта.
Создать экономику, построенную на знании сложно, но, повторюсь, другого выхода нет.
athanatoi
Dec. 28th, 2011 08:25 pm (UTC)
По моим ощущениям он говорит о первой, поскольку он твердит это из раза в раз именно в этом виде, хотя я лично с ним не имел возможности общаться, так что возможно, в СМИ неправильно расставляют акценты или проблемы перевода или что-то еще. Но, если даже он убежденный сторонник экономики, основанной на знаниях, то я не могу лицезреть результаты его работы. Армения падает в рейтинге doing business и многих других уже несколько лет подряд (политизированные рейтинги я не считаю), налоговое поле хуже некуда, и т.д. но главное даже не это. Если бы Армения скажем производила фармацевтическую или технологичную продукцию, пусть даже в турецком стиле, то проблемы с экспортом не было бы. Лекарства экспортировать не так сложно как руду, при том что есть еще и внутренний рынок и все же есть Грузия, Россия и Иран, куда экспортировать не очень-то и сложно. То есть проблема с транспортом не такая серьезная как можно представить. Еще у нас есть общий камрад Ариал_вортекс, который занимался одно время перевозками - так он утверждал что правительство регулярно завышает проблемность и стоимость грузинского маршрута в своих заявлениях. Про студентов - я крайне скептично отношусь к его программе.

Ну конечно Генерал Моторс здесь бы не раскрутился, но завод, производящий в год 50к ноутов или 300к мобилок, 100к сковородок, одежду шить недорого - и т. д. вполне нашли бы свои рынки сбыта, в первую очередь внутри страны. Я не хочу вдаваться в детали, поскольку я это не изучал, но хочу сказать о другом. Для того чтобы появились экспортно ориентированные (а почему бы не начать с простого импортозамещения малыми производствами), нужно что-то сделать. Мой тезис, что властью в лице президента и правительства не сделано ничего и тут центральной фигурой является как раз ТС.
(no subject) - karenin - Dec. 28th, 2011 08:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 28th, 2011 09:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 09:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 28th, 2011 09:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 10:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aiivar - Dec. 28th, 2011 10:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aiivar - Dec. 28th, 2011 11:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 29th, 2011 06:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 28th, 2011 10:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 28th, 2011 10:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 28th, 2011 10:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 29th, 2011 06:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 30th, 2011 06:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 30th, 2011 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 30th, 2011 08:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 30th, 2011 08:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 30th, 2011 09:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 30th, 2011 09:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - robbt - Dec. 30th, 2011 09:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karenin - Dec. 30th, 2011 10:02 pm (UTC) - Expand
Уточнение - robbt - Dec. 31st, 2011 06:59 am (UTC) - Expand
Re: Уточнение - karenin - Dec. 31st, 2011 08:16 am (UTC) - Expand
Re: Уточнение - athanatoi - Dec. 31st, 2011 08:34 am (UTC) - Expand
Re: Уточнение - karenin - Dec. 31st, 2011 08:58 am (UTC) - Expand
в теории все верно - robbt - Dec. 31st, 2011 08:41 am (UTC) - Expand
Re: в теории все верно - karenin - Dec. 31st, 2011 09:03 am (UTC) - Expand
Re: в теории все верно - robbt - Dec. 31st, 2011 09:56 am (UTC) - Expand
Re: в теории все верно - karenin - Dec. 31st, 2011 10:40 am (UTC) - Expand
Re: в теории все верно - karenin - Dec. 31st, 2011 09:03 am (UTC) - Expand
Re: в теории все верно - robbt - Dec. 31st, 2011 09:37 am (UTC) - Expand
Справочка - aiivar - Dec. 28th, 2011 11:11 pm (UTC) - Expand
Re: Справочка - karenin - Dec. 28th, 2011 11:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aiivar - Dec. 28th, 2011 11:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 29th, 2011 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - arm039 - Jan. 6th, 2012 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Jan. 10th, 2012 10:57 am (UTC) - Expand
dabavog
Dec. 28th, 2011 08:30 pm (UTC)
точка
taregir
Dec. 29th, 2011 10:43 am (UTC)
Похоже премьер-министр решил "изобрести" велосипед, причем сделать его из воздуха.
Давайте разберемся: почему производство в экономике развитых стран занимает маленький процент? Потому что там невыгодно производить. А где выгодно производить? В Китае. НО! Вся соль в том, что ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ОТ ТОВАРОВ ПРОИЗВЕДЕННЫХ В КИТАЕ ПОЛУЧАЮТ ТЕ ЖЕ ЕВРОПЕЙЦЫ ДЕРЖАТЕЛИ БРЕНДОВ, А ПРОЩЕ СКАЗАТЬ - ИДЕЙ. Для швейцарцев это часы, для голландцев, например Philips, для немцев Bosch и т.д. Так какие идеи может производить Армения? ЕРАЗ чтоли? Или обувь под маркой Масис? То есть тезис, что нельзя перепрыгнуть с аграрной стадии до постиндустриальной - правилен. Странно, что этого не понимает премьер. Ну нельзя же перепрыгнуть с 3-го класса школы на 4-й курс в университете, каким бы талантливым ты не был.
А что делать?
Попытаться возродить то, что было и поддержать то, что есть. Речь о производствах. Вместо обуви под маркой Масис можно попытаться делать обувь под маркой Baldinini или, на худой конец, Carlo Pazolini. АРМянское правительство не поддерживает зачатки, которые могли бы принести стране немалый доход. Поддержите тот же Franck Muller, чтобы маленькое производство в Армении из отдушины и дани Родине стало настоящим производством. Развивайте ювелирку, делайте офф-шорное производство для американских и европейских компаний. Можно же сделать при желании?
Идеи из воздуха не рождаются, но подобные высказывания армянского руководства подтверждают курс превращения страны в виртуальное образование, в некий отдел кадров, который отправляет своих сотрудников в командировки из которых они как правило не возвращаются. Разве так можно развивать страну?
athanatoi
Dec. 29th, 2011 12:38 pm (UTC)
все правильно, с этого и надо начинать. начинать с наукоемких отраслей невозможно, поскольку нет производственной базы и нет науки. почему хотя бы обувь не пошить? людям в районах нужна работа, а ее нет, им все равно что это за цех или завод, главное чтобы производство не было вредным для здоровья.
я вот что скажу - очевидно, что средства неэффективно расходуются. инвестиций в реальную экономику нет, в науку тоже. Науку можно развивать, если взять узкую отрасль и дотировать до посинения, импортировать в страну спецов из за рубежа, организовать им лаборатории и финансирование. Лет 5-10 ты вбухиваешь деньги, потом получаешь результат. рецепт известен. этого реально добиться, просто это надо делать.
а что делать с образованием - вопрос сложный, я не верю в перспективы качественного образования для всех. лучше было бы его ограничить от всех, кто не способен, пусть даже и платит деньги, тогда шансы на прогресс появятся.
(no subject) - taregir - Dec. 29th, 2011 01:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 29th, 2011 02:31 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 110 comments — Leave a comment )