?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

власти Армении не создавали картины будущего. Её не было ни у общества, ни у властей. Власти не были озабочены этим, поскольку это означало бы создание картины, приемлемой для всех, а это ставило бы на первый план не только проблемы политэкономического свойства, такие как неравенство и распределение, безработица и инклюзивный экономический рост, но потребовало бы наличие более открытой политической системы, что означало бы в довольно скором времени потерю власти в той или иной форме. А поскольку нынешнее руководство Армении структурировалось вокруг власти, а не вокруг партии, оно бы как некая политическая единица, это пережить не смогло бы.

Решение перечисленных мною проблем, в особенности, проблемы безработицы, потребовало бы от власти гораздо более серьезных усилий, чем она была готова приложить. Более того, не стоит забывать, что эту проблемы на постсоветском пространстве вообще мало кому удалось решить без серьезных внешних ресурсов.

Итак, экономическая проблема заключалась в том, что и без того не очень высокий, экономический рост не обеспечивал роста дохода всех слоев населения, а политическая в том, что власти были все более склонны закрывать политическую систему от общественного участия. Здесь они не одиноки: некий авторитарный уклон существует по всему постсоветскому пространству следовал за упрочением финансового положения постсоветских стран, а также укреплением их институтов. То есть, авторитарная политическая культура, в которой были воспитаны поколения советских людей, находила больше возможностей реализации.

Однако для истинного авторитаризма одной закрытой политической системы и заржавевших социальных лифтов недостаточно. В Армении существует свобода слова, и даже вещательные СМИ принципиально свободнее, чем были 10 лет назад. Мониторинг Ереванского пресс-клуба показал, что все политические силы имели доступ к вещательным СМИ и имели возможность высказывать свое мнение наравне с правящей партией. Кроме того, существует свобода собраний. Существует также очень активное и довольно политизированное гражданское общество. Наконец, широко распространен интернет, а поскольку многие армяне живут за рубежом, еще и активные межличностные и межграничные контакты.


...

Наконец, надо сказать и о том, почему устарел сам режим. Если рассматривать степень соответствия политического режима духу времени в некоем коридоре, когда устаревший режим оказывается ниже ватерлинии, а сверхпрогрессистский оказывается просто непонятным для общества, то та политическая власть, которая существует в Армении последние десять лет всегда была близка к нижней границе коридора и именно поэтому воспринималась как тормоз для развития многими гражданами. В этой умозрительной схеме, как только режим воспринимается как устаревший, возникает бунт.

Было ли это так или в действительности власть была в состоянии поступательно развивать страну – уже неважно. Развитие в данном случае воспринималось скорее не как экономический фактор, а как социальный. Ускорение экономического развития в те 18 месяцев, когда премьер-министром был Карен Карапетян позволяло власти поддерживать необходимый темп и социального развития и как минимум создавать картину будущего для общества. Не без изъянов, но это воспринималось.

Решение Сержа Саргсяна стать премьер-министром сломало эту картину. Оно показало, что социальное развитие вновь замораживается, поскольку вся сложившаяся политико-экономическая система будет заморожена. А это именно то, чем все 10 лет занимался Серж Саргсян. Он стремился сделать сегодняшний день вечностью. В современной информационной среде это большое заблуждение. Именно это ощущение архаизации власти, а не общая нехватка легитимности или демократичности побудило людей в конечном счете поддержать Пашиняна. И в этом смысле время уже безвозвратно упущено.


http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/32765

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
poopoopastor
Apr. 23rd, 2018 11:36 am (UTC)
Пока невесело все развивается....
Остается только надеятсься... что сторонам хватит серого вещества... попытаться найти выход из сложившейся ситуации с минимальными для страны потерями.... Красная черта еще не пройдена.... Хотя вероятность невелика..

Парадоксально, но если этот кризис все же удасться разрешить компромиссом, то.... это, ИМХО, может, в долгосрочной перспективе... укрепить политическую систему...
poopoopastor
Apr. 23rd, 2018 12:39 pm (UTC)
Неужели пронесло?!
athanatoi
Apr. 24th, 2018 03:10 am (UTC)
ну вот
giovanni1313
Apr. 23rd, 2018 12:11 pm (UTC)
Спасибо!
Не могли бы Вы больше рассказать не об отсутствующей картине будущего действующих властей, а об оппозиционной альтернативе? Насколько чёткие очертания имеет эта картина? Или протест является только выражением "вотума недоверия"? Если картина имеется, насколько она совпадает со стандартными желаниями о развитии институтов(политических/гражданских и т.п.)? Или есть какие-то специфические для нынешнего протеста особенности? Например, Вы про левый уклон упоминали.

И, раз уж Вы на Гельмана ссылаетесь, насколько позитивных изменений в институтах Вы ждёте в случае легкой победы оппозиции?
athanatoi
Apr. 24th, 2018 03:11 am (UTC)
Re: Спасибо!
все зависит от периода безвластия. Есть основания ожидать, что период безвластия не продлится дольше недели. А значит, хорошие перспективы сохранения управляемости и в конечном счете повышения качества институтов.
по будущему российско-армянских отношений отписал тут: http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/83781/posts/32781
( 5 comments — Leave a comment )