?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry

23 марта 2019 года Демократические силы Сирии ликвидировали последний анклав Исламского государства, который, надо сказать, сопротивлялся очень долго и яростно, но все-таки не устоял под превосходящим натиском курдских отрядов. Так завершилась история безумно пассионарного и невероятно агрессивного и жестокого проекта под названием "Исламское государство" (ранее Исламское государство Ирака и Сирии/Леванта, еще раньше - Исламское государство Ирака), пытавшегося установить всемирный халифат. Я постоянно следил за событиями сирийской войны, и могу сказать, что произошедшее сейчас - очень важная веха в современной истории Ближнего и Среднего Востока. Как пойдет дальше - говорить не буду, на это есть более профильные специалисты, но в любом случае следует присматриваться к тому, как будут вести себя оставшиеся на поле игроки, ведь исчезновение общего врага нередко приводит к новому конфликту между победителями.

Я составил карту территории распространения Исламского Халифата в Сирии, Ираке и Ливане в последние годы, где наложил зону контроля территорий в начале 2018 года на максимальные границы распространения Исламского государства.



Также предлагаю рассмотреть график динамики контроля над территорией Сирийской арабской республики с марта 2017 по март 2019 года.



Еще один график - внешняя торговля Сирии за последние 20 лет, как индикатор экономической ситуации, поскольку детальных данных по экономике нет.



Подробные объяснения графиков, хронология войны и последней операции и другая информация - в моем блоге на "Кавказском узле".

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
denalt
Mar. 26th, 2019 09:30 am (UTC)
Ну ИГИЛ то можно назвать ликвидированным, а ИГ - нет.
athanatoi
Mar. 28th, 2019 11:30 am (UTC)
думаю, можно говорить о ликвидации государства, но не идеи. В этом смысле согласен
denalt
Mar. 28th, 2019 11:34 am (UTC)
Я имел в виду другое. Исламское государство Ирака и Леванта уничтожено да. Но вот просто ИГ - живо. Вилайяты в Афгане, на Синае и в Нигерии вполне живы. Причем последний никто похоже и не собирается уничтожать.
athanatoi
Apr. 3rd, 2019 09:41 am (UTC)
Да, метастазы есть. Но все-таки это идеология. Практическое исламское государство (ок, Ирака и Леванта), созданное на определенной территории (и начиналось как раз с приграничья Сирии и Ирака по левому берегу Евфрата. То есть как раз там, где его и добили. Что касается остальных анклавов - возможно, они станут более жизнеспособными и обретут свою жизнь. Но ведь Аль-Багдади нет, центра всего этого спрута нет, а это был первый за многое время именно централизованный исламистский проект. Так что с истреблением последнего куска ИГИЛ, ИГ будет трансформироваться, конечно, но совсем не факт что это будет уже один ИГ. Это будет много кусочков, не связанных между собой.
denalt
Apr. 3rd, 2019 11:37 am (UTC)
Ну конечно произошел возврат к сетевой структуре. Даже в тех случаях когда есть контроль территорий. И хотя я думаю что в Африке у ИГ - большое будущее... но вы правы - это другая история.
village_fool
Mar. 26th, 2019 07:09 pm (UTC)
Вестфаль. Чья страна, того и вера.
ИГИЛ суть политическая форма глубинного процесса гомогенизации стран Ближнего Востока. Симулякром этнических различий на Бл. Востоке выступает религия. Суннитизация - вот смысл этого процесса. И создание затем, на основе этих общностей более "крепких" идентичностей, чем тех, которую нарисовали на карте европейцы. Деиудеизация (там ведь жили древние еврейские общины), деармянизация, дехристианизация, концентрация или вымывание друзов и шиитов, борьба с алавитским господством, все это признаки одного и того же процесса. ИГИЛ победил, а не потерпел поражение. Не окончательно, конечно, многое еще впереди, например вымывание христиан из Ливана, закукливание алавитов и египетских коптов. С последними сложно, бо их много, непонятно куда их девать. Но результат будет очевидным - гомогенизация. Христианскому Бл Востоку не жить. Ну может быть Израиль исключение, хотя и он укладывается в общую тенденцию. ИГИЛ - это путь в том само направлении. И направление это называется, как это не покажется стороннему читателю странным, ты же поймешь, это европеизация. Создание наций-государств европейского типа. Как в средневековой Испании. Короли католики, и население католическое. Остальные - вон. Жаль конечно, это ведь родина Христианства. Но, кажется, ничего не попишешь. А ИГИЛ это этап большого пути. Успешный.
poopoopastor
Mar. 26th, 2019 08:29 pm (UTC)
RE: Вестфаль. Чья страна, того и вера.
Разве ИГИЛ.... это про нации и про христиан (действительно, вроде как очевидно... что их там не будет в ближайшее по историческим меркам время)? ..Мне казалось, что ИГИЛ не про национальные государства сунитов... а про то.... есть ли на Ближнем Востоке место глобальному исламскому (сунитскому) проекту.... или действительно будет как в Европе (только не средневековой... а нового времени)....
В Европе глобальный религиозный (христианский) проект... так и не был реализован.... а как оно будет на Ближнем Востоке?
village_fool
Mar. 27th, 2019 05:38 am (UTC)
Добро пожаловать в Новое Время.
Дык я ж не про то, что они думают, а про то, что будет в результате. Тридцатилетняя война, да и до того, Лютер, это тоже были религиозные проекты, точнее их столкновение. Результат - Германия. Всякие там Мэйфлауэры и прочие пуритане, убегающие из Европы тоже религиозный проект. Результат 0 американская нация. Ну и так далее, именно что конец Средних Веков, правильно Вы написали. Тут то же самое. Начинали кстати арабские националистические проекты христиане. Арабы-христиане. Вот следующий этап. Люди должны убить границы или границы должны убить людей, иначе никак. В Ираке первое, в Сирии пытаются сделать второе. Недаром ИГ так легко входил в общество, как нож в масло. Нельзя так легко завоевать такие пространства, если нет массовой поддержки. И она, кстати, никуда не делать ведь. Асад отвоевывал это все с помощью русских и персов гораздо долььше и труднее, чем те ребята без каких-либо самолетов и прочих ракет. Ребят-то поубивали, но люди то там живут те же. Процесс-то идет, закончен только этап. Внутри этих квадратиков, нарисованных Сайксем-Пико-Сазоновым, надо построить гомогенное общество, состоящее из суннитов, они большинство. И потом на этой основе строить нацию. Субститутом нации там является обычно религия. Даже у евреев так ведь. Ну может в результате будет еще какая-нибудь "Алавития", кто знает. Сути это не изменит.
athanatoi
Mar. 28th, 2019 11:32 am (UTC)
Re: Добро пожаловать в Новое Время.
Да, это глупая идея, что надо держать всю Сирию. Надо было наверное сбрасывать все восточнее Гуты и Алеппо.
village_fool
Mar. 28th, 2019 07:12 pm (UTC)
"Надо"?
Слово "надо" предполагает субъекта. Надо кому? Если речь о властях, то есть алавитах, то ну может быть надо было наоборот, отделиться от Сирии в полосе от Ливана до Турецкой границы. Но и то вряд ли получилось бы. Вырезать или депортировать всех неалавитов сложно было бы даже из такой "маленькой Сирии". А если нет, то был бы Ливан рано или поздно. А Ливану рано или поздно тоже ведь придет каюк.
athanatoi
Mar. 29th, 2019 06:29 am (UTC)
RE: "Надо"?
Это формат долгосрочного урегулирования конфликтов. Так что если формат будет принят субъект найдется. Астанинский формат к примеру. Вот посредники и вовлечённых стороны могут посчитать что так надо и донести информацию до Асада. А пока совсем по-другому выходит. Американцы исходят из контроля территории явочным порядком, русские и иранцы настаивают на территориальной целостности, а турки хотят что-то отгрызть себе
village_fool
Mar. 29th, 2019 10:06 am (UTC)
Я что-то совсем политически некорректен тут :)
Поздно пить борожоми мне кажется, печень уже отвалилась. Такого рода урегулирования, с внутренними гарантиями для религиозных меньшинств, возможных при сильной власти военных светских диктатур, уже невозможны. Прежнего Ближнего Востока уже не будет. Средние века заканчиваются. Переместят людей, или границы, и наступит "новый прекрасный мир" с однородными населениями, разделенными границами. Сколько десятилетий и миллионов жизней для этого понадобиться, посмотрим. Думаю, что немало.
athanatoi
Mar. 30th, 2019 05:56 pm (UTC)
Re: Я что-то совсем политически некорректен тут :)
Это правда, уже поздно.
denalt
Apr. 3rd, 2019 11:42 am (UTC)
Re: Добро пожаловать в Новое Время.
Т.е. не воевать с ИГИЛ. И что характерно первый год наши так и делали - все по уму. А после Алеппо пошло "головокружение от успехов".
athanatoi
Mar. 28th, 2019 11:31 am (UTC)
Re: Вестфаль. Чья страна, того и вера.
Да, получается так. Причем этап скорее один из последних, потому что этноконфессиональное размежевание стало куда более выраженным сейчас, чем 10 лет назад.
village_fool
Mar. 28th, 2019 07:06 pm (UTC)
Таблица вычитания
Кстати, а можно как-нибудь посчитать сколько-нибудь реально, сколько там осталось христиан? Цифры по армянам, разнятся от 8-ми тысяч до 15-ти. А я не могу представить себе хоть какой-нито реальный инструментарий подсчета. Или скажем черкесов? Сколько их теперь?
athanatoi
Mar. 29th, 2019 06:27 am (UTC)
RE: Таблица вычитания
Есть отчёты ООН по этой теме и оценка одного суннитами, который утверждает, что доля суннитов упала на 10% что полный бред по-моему.

Можно оценить долю христиан в ливанских и турецких лагерях.
denalt
Apr. 3rd, 2019 11:41 am (UTC)
Re: Таблица вычитания
А можно? Каким образом.
( 18 comments — Leave a comment )