?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении" - Плутарх
К сожалению, искусство и культура древней Армении очень мало изучены. Поэтому попытаюсь внести свою небольшую лепту в дело изучения и распространения информации. Как основной источник использовал книгу "Арташат" Б. Н. Аракеляна, однако помимо нее использовано большое множество источников, которые указаны в тексте.

Основатель города, Арташес I
Арташес I, Артаксий (ум. ок. 160 до н. э.) - царь Великой Армении с 189 до н. э., основатель династии Арташесидов, один из величайших царей за всю историю Армении. После поражения Антиоха III в битве с римлянами при Магнесии в 190 до н. э. Арташес I возглавил восстание армян против Селевкидов и провозгласил независимость Великой Армении. Арташес значительно укрепил и расширил свои владения, подчинив почти всё Армянское нагорье.

Согласно упоминанию Страбона, Арташес, бывший селевкидский стратег, создал сначала небольшое царство, которое включало в первую очередь Араратскую равнину в среднем течении Аракса. На левом берегу этой реки Арташес построил свой первый город Арташат, куда им была перенесена столица из Армавира. Им было основано ещё несколько городов, названных в честь отца Зарехаванами или Заришатами. Отцом его был Зариатр — возможно, потомок софенских царей. Однако в своих надписях Арташес именует себя Ервандидом, претендуя, таким образом, на родство с поверженной династией. Одновременно c Великой Арменией получило самостоятельность и царство в Софене. Здесь правил другой Зариатр (или по-средневековому — Зарех), также бывший селевкидский стратег этой области, возможно, родич Арташеса.

Как средневековое предание, так и подлинные надписи Арташеса I говорят о проведении им важной земельной реформы. В различных частях Армении найдены каменные стелы, служившие обозначением межей между сёлами; на них — надписи по-арамейски. Речь шла о более чётком разграничении царских (в том числе и выданных частным лицам) и общинных земель, а также, вероятно, земель городов, которых в царстве Арташеса было уже несколько. Арташес I расширил свои владения в Армении за счёт областей, подчинённых ранее Атропатеной, а также Иверией; кое-где он вышел и за пределы территории с армяноязычным населением. В Иверии был убит Фарнаджом, потомок Фарнабаза, и на престол возведён армянский царевич. Затем Арташес распространил свои владения также на запад — за счёт Малой Армении, и на юг, где столкнулся с другими Селевкидами.

Процарствовав 25 лет, скончался, горестно заметив: «Увы, всё на свете бренно».


Арташат. Предыстория и основание

В период 225-190 гг до н. э. Армения была завоевана Персидской Империей. К тому времени в Армении были города: Армавир, Арсамосата, Аркатиакерт, Камах, Ервандашат, Ервандакерт. В 189 году до н. э. Армения восстановила свою независимость от Ахеменидской Персии. Царем независимой Армении стал Арташес I, основавший новую династию, Арташесянов (хотя сам считал себя продолжителем Ервандидов (Оронтидов)).
Предыдущей столицей Армении был Армавир. Но Арташат стоял на более удобном месте - перекрестке торговых путей, на холмах и т. д. и стал быстро цветущим городом. Развалины Арташата лежат на левом берегу р. Аракс, напротив горы Арарат, в районе впадения реки Мецамор в Аракс. Цитадель и центральные кварталы города находились на девяти холмах, носящих ныне название Хор-Вирап.

Поселение на территории древнего Арташата существовало еще во времена Араратского царства (Урарту), о чем мы поговорим позже (в разделе Архитектура города). Дата основания античного Арташата (эллины называли его Артакситом) указывается разная - от 190 до 170 до н. э. Согласно основной версии, это - 176 год до н. э. Город стал столицей и таковым был долгое время, исключая краткий период, когда столицей стал Тигранакерт. После поражения Тиграна 2 с Лукуллом под Тигранакертом, столица была вновь возвращена в Арташат. Сам Тигранакерт был столицей всего 8 лет, с 77 по 69 гг. до н. э. Древние Римляне считали Арташат вторым Карфагеном, даже считали его основателем Ганибала.


Древние историки об Арташате

Плутарх писал:"Рассказывают, что карфагенянин Ганнибал, после того как Антиох окончательно проиграл войну с римлянами, перешел ко двору Артакса Армянского, которому дал множество полезных советов и наставлений. Между прочим он приметил местность, чрезвычайно удачно расположенную и красивую, но лежавшую в запустении, и, сделав предварительные наметки для будущего города, позвал Артакса, показал ему эту местность и убедил застроить ее. Царь остался доволен и попросил Ганнибала, чтобы тот сам взял на себя надзор над строительством. Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей Армении."
Линк: Рус; Англ 1, 2. (стр 463-464). Плутарх тут имел в виду победу римлян над Селевкидским царем Антиохом. О городе Арташат писал не только Плутарх.

Приведу также цитату Страбона : "Артаксата не далеко от равнины Араксены, это благоустроенный город и столица страны. Она расположена на схожем с полуостровом выступе, а перед ее стенами кругом проходит река за исключением пространства на перешейке, которое огорожено рвом и частоколом". (Страбон, География в 17 книгах, кн. 11, 14, 6. На английском - тут).
Он также считал, что непосредственное участие в строительстве Арташата принял Ганнибал. Сегодня армянские историки считают, что это мнение основывалось лишь на сравнительном величии Арташата и сходством его с Карфагеном.

А из "Истории Армении" Мовсеса Хоренаци мы узнаем о строительстве Арташата более подробно. Кроме того, интересная деталь, первым населением города были иудеи из Ервандашата. (Мовсес Хоренаци, кн 2., гл. 49. Строительство Арташата). Там же, в 56 главе 2 книги, Мовсес Хоренаци говорит о самом Арташесе 1. "Говорят, что при Арташесе не было ни клочка невозделанной земли в Армении, ни на горах, ни на долинах. Таково было благоденствие земли нашей."


Город Арташат: население и территория

Одним из выдающихся исследователей г. Арташат был Ж. Д. Хачатрян, который был главой экспедиции археологов, которая совершала исследование в 70х годах. Ему также принадлежит книга "Арташат, Античные некрополи". По его данным, территория Арташата составляла 400 гектар, длина стен-фортификаций (укреплений) - 10 тыс. метров, а население - 150 тыс. чел в период максимального расцвета.
По имеющимся у меня данным (согласно Чендлеру (3.5), Армянской Советской Энциклопедии(4) и данным переписи Тиграна II (5)), в период 1 в. до н. э. - 1 в. н. э. население Армении колебалось в пределах 3.5-5 млн чел. Исходя из этого, столица могла иметь население в 150 тыс. чел. Согласно данным Фавстоса Бузанда, персы переселили 49 тысяч семейств в Персию (об этом позже; возможно эти 49 тыс включали и г. Арташат и прилежащие области), а это порядка 250 тыс. жителей. Я думаю, население Арташата вряд ли могло превышать 60 тыс. чел. Сам факт преувеличения в древних хрониках встречается нередко. Иначе, если взять прямо на вооружение данные Хоренаци, персы выселили из Армении до миллиона жителей и множество было убито. Хотя факт, что за первую половину 4 века население Армении снизилось примерно на 500 тыс. чел. (по данным Чэндлера).

Военная, экономическая и политическая города Арташат
Арташат был столицей и объединяющим центром страны на протяжении около 500 лет. Сразу после постройки он обрел огромное экономическое значение, стал одним из важнейших транзитных центров международной торговли (в том числе и великого шелкового пути), в результате чего армянские купцы стали импортировать из Китая шелк-сырец (коконы или снятое с них необработанное сырье) и шелковые ткани, а экспортировать медь, свинец, шитые золотом ткани, стеклянные изделия и сосуды из Александрии и Междуречья. (Торгово-экономическое присутствие армян в мире. Китай)

По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата, прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм—формирование населения новооснованного города путем передачи ему части населения старых городов—обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире. В Армении, однако, этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения. Здесь применяли и переселение чужестранцев—-как при Арташесе I, так и, особенно, при Тигране II.
В первой половине II в. до н. э. в Армении, помимо Арташата, был основан целый ряд других городов. Они носили имя отца Арташеса—Зареха и протянулись цепочкой по территории Армении с юго-востока на северо-запад. Сохранились сведения о городах Зарехаван в Ноширакане, Зарехаван в Багреванде, Заришат в Вананде и т. д. В Софене в этот же период был основан город Аркатиокерт. http://armenica.info/history/histor2.htm

Как и все города античной истории, Арташат неоднократно подвергался разрушениям. Предположительно, впервые это произошло на стыке 2-1 вв до н. э., когда в Армению вторглись парфяне и отняли у нее "семьдесят долин" и в качестве заложника увели царевича Армении (будущего Тиграна II).

Впоследствии Тигран II совершил обширные завоевания и перенес столицу. Арташат остался на севере, новая столица, - Антиохия - находилась вне Великой Армении. Возникла необходимость создать столицу в такой области Армении, чтобы она одновременно могла служить центром державы. В 80-х годах до н. э. на берегу одного из северных притоков верхнего течения Тигра, в армянской области Ахдзник, в 77 году до н.э. был основан город Тигранакерт -новая столица державы. Рассказ о Тигранакерте потребует отдельной статьи. Это недалеко от нынешнего Диарбекира. О Тигранакерте подробнее тут.

Армения и Рим
В 69 году до н. э, когда римские легионы ограбили и разрушили вторую столицу Армении, Тигранакерт, городу Арташат тоже угрожала подобная участь, т. к. римляне считали его центром противоборствующего государства, армянским Карфагеном. Но по пути к Арташату войска Лукулла были разргомлены Тиграном II. Спустя некоторое время Тигран потерпел поражение от Помпея, но римский полководец вступил на Арташатскую землю в 66 г до г. э. не в целях ее захвата, а для переговоров. Тиграну был поставлен ультиматум, согласно которому он должен был отказаться от всех завоеванных им стран, взамен римляне оставляли Армению в ее границах, какими они были до завоеваний, на что Тигран II согласился. Кстати, творивший при царском дворе греческий писатель Метродор Скепсийский как-то спросил у Тиграна - Что бы ты пожелал увековечить после себя: прославление твоих сокрушительных побед, милость богов или богатство возведенных крепостей ? Вместо этого я бы пожелал, чтобы после меня вечно существовала Армения, - молвил Тигран II.






















Слева - Фрагмент карты о Средиземноморье с сайта техасского университета, Армения в период Тиграна II, 70е гг. до н. э.. Справа - карта, регион и Армения в 250 году. Также можете ознакомиться с картой Армения в I в н.э., с сайта Euratlas.net, фрагмент.

В 60х годах до н. э. римляне весьма усилили свое влияние на Ближнем Востоке, завоевали Иудею, Сирию, Понтийское царство Митридата VI Евпатора, а далее вторглись во владения Парфии, их недавней союзницы. На возмущенное письмо парфянского царя Фраата III, Помпей ответил, что господство Рима простирается так же далеко, как и его право.
В 50х гг. до н. э., в начале правления сына Тиграна, Артавадза II, Марк Лициний Красс, став консулом Сирии, собирался покорить восток вплоть до Бактрии (в районе нынешнего Афганистана). Согласно договору Тиграна II с Помпеем, Артавадз должен был оказать Крассу помощь войсками. Он предложил Крассу поход против Парфии совершить через Армению. Но Красс отверг предложение Артавадза и пошел через пустыни Сев. Месопотамии. Артавадз, сознавая последствия возможной победы Рима для Армении, заключил договор с парфянским царем Ородом II, закрепив его брачными узами своей сестры с парфянским царевичем. К тому времени римская армия потерпела сокрушительное поражение в битве у месопотамского города Карры. Погибло 20 тысяч римских воинов, в т. ч., и сам Красс.
В Арташате продолжались торжества, когда сюда была доставлена отрубленная голова Красса. Здесь Плутарх описывает все это, а также цитирует фрагмент пьессы:
Только что срезанный плющ -
Нашей охоты добычу счастливую -
С гор несем мы в чертог.
Артавазд погиб в 34 году до н. э., став жертвой вероломного пленения со стороны Марка Антония. Римляне пленили царя и всю его семью, отвезли их в Александрию, где казнили царя. Столица Армении и вся страна (вернее храмы столицы и страны) подверглись ограблению (Страбон, кн 11, 14, 15; Плутарх, L, 2). Римляне разрезали на части и унесли золотую статую из храма богини Анаит. Но через год сын, Арташес II (33-20 гг. до н. э.) провозгласил себя царем и отстоял независимость страны.
В середине первого века нашей эры римляне вновь вторглись в Армению под предводительством Домиция Корбулона. Они прошли с огнем и мечом через всю страну и осенью 58 г. н. э. подошли к Арташату, где царем был Трдат (брат парфянского царя Вологеза), который сбежал в Атропатену, оказав римлянам слабое сопротивление, впоследствии чего они заняли столицу. Весной следующего года под натиском армянских и союзных парфянских войск они отступили, но перед отступлением сожгли город. Об этом рассказывал Корнелий Тацит здесь:
что же касается Артаксаты, то, подожженная нами, она была разрушена до основания и сравнена с землей, ибо из-за протяженности городских укреплений удержать ее за собою без сильного гарнизона мы не могли, а малочисленность нашего войска не позволяла выделить такой гарнизон и вместе с тем продолжать войну; покинуть же ее целою и невредимою безо всякой охраны означало бы, что мы не сумели извлечь для себя из овладения ею ни пользы, ни славы.
Римляне отступили на юго-запад Армянского Нагорья, к реке. Арацани, где потерпели поражение от армянских и парфянских войск. Согласно заключенному миру в Армении установилась династия Аршакидов, первым царем стал Тиридат I, который отстроил столицу заново в 60-70х гг.

"С огромной свитой отправился Трдат в Рим и вернулся в 66 г. Нерон, как передают римские источники, оказал ему великолепный прием, почтил цирковыми играми и другими торжествами. В качестве компенсации за разрушение Арташата он передал Трдату огромную сумму денег и прислал ремесленников для восстановления города. Воскресший из развалин Арташат по этому поводу несколько лет именовался Неронией. " http://armenica.info/history/histor3.htm - Таким образом, Римская Империя считала себя обязанной (вынужденной?) восстановить Арташат и выполнила это.

Очередная экспансия Римской Империи в направлении Армении была осуществлена в 114-116 гг. н.э., императором Траяном, который считал себя новым Александром Македонским. Армения и Парфия были завоеваны, но в результате вспыхнувших восстаний в Месопотамии, Осроене и Армении, он был вынужден уйти из страны в 117 году. В 163 году римские войска вновь оказались у стен Арташата. Осажденный ими город был взят, но вновь вспыхнуло восстание, в центре которого была как раз столица. Римляне ушли, частично разрушив город. В 164 году столицей Армении был объявлен г. Вагаршапат (нынешний Эчмиадзин), который тогда имел второе название Кайнеполис. Однако и после этого Арташат не терял значения важнейшего города страны. (уместно, пожалуй, провести параллель с Нью-Йорком в США).

Противоборство с персами.
В третьем веке н. э., когда царем Армении был Хосров Аршакуни (238-253), персы убили парфянского царя и свергли парфянскую гегемонию в Иране. Армянский царь пребывал в большой печали. Он решил собрать войско, армянское и всех соседей и на следующий год стал совершать набеги на Персию и дошел до врат Ктесифона (сасанидской столицы). "Опусто­шив всю страну, он разрушил благоустроенные города и богатые поселки и, превратив обжитую страну в безлюдную и опустошен­ную, намеревался стереть с лица земли, разгромить, разрушить до основания и уничтожить порядки, установленные в государст­ве Персидском. Он поклялся также отомстить за лишения их [ро­да] царства, стремясь взыскать в полной мере [ср. I Макк. 9.42], так как пылал великой местью [ср. II Макк. 9.4]." Впоследствии, Хосров совершил второй удачный набег на Персию и с богатой добычей вернулся в Армению. 11 лет подряд продолжались разорительные набеги армян на Персию, после чего персидский царь устроил заговор и подослал убийцу к армянскому царю. Убийцей был отец Григория Лусаворича, Анак. Впоследствии, персы добились завоевания Армении. И уже новый царь, Трдат III, впоследствии принявший христианство, освободил ее от врагов и совершал завоевательные походы на соседние страны.

2. Христианизация и язычество
В конце 3 века в Армению из Каппадокии вернулся Григорий. На холме, где возвышались дворцы, находился также Хор-Вирап (глубокая яма), куда бросали смертников. С этой ямой связано предание о христианизации Армении. Царь Тридат III бросил в Хор-Вирап Григория за то, что тот являлся сыном Анака, убившего царя Хосрова, отца Трдата, а также за то, что тот отказался исповедовать языческую веру. Там же, в городе Арташате его подвергли пыткам. Здесь известная легенда у Агатангелоса (летописца 4 века) - История Обращения Армении в христианство.
Впоследствии, после христианизации Трдата и принятия официальной религией в Армении, христианства, Григорий Парфянин (Лусаворич) вместе с армянским регулярным войском, которое вверил ему Трдат, вступил в Арташат дабы разрушить храм Анаит и храм Тира, который находился в селе Еразмуйн. Там состоялось сражение армян язычников с армией Григора - в результате побежденные язычники были вынуждены бежать на север, на Кавказ: «Горе нам, горе нам, горе нам, ибо со всех мест изгнал нас Иисус, сын Марии, дочери человека. И отсюда тоже мы вынуждены бежать из-за этого распятого и умершего челове­ка. Куда же нам теперь идти? Ведь его слава наполнила землю. Отправимся к жителям Кавказских гор, на север. Может быть, там мы получим возможность жить, и с их помощью исполним наше желание. Ибо он, не давая нам покоя и лишая воздуха, из­гнал нас с мест обитания человека».
(4 век, Агантангелос, История обращения Армении в христианство., Спасительное обращение страны нашей Армении..., 778-781). Вкратце о богах. Тир — древнеармянский бог книжности, наук, искусства, торговли, толкователь снов. Соответствовал греческому Гермесу, римскому Мер­курию. Древние армяне отождествляли его также с Аполлоном. Анаит - верховная богиня армянского пантеона; армянская культура, сильно подвергшаяся эллинизации в тот период, отождествляла ее с Артемидой. Известно, что храм находился в самом Арташате. Сказать как выглядел разрушенный храм, сложно. Мы знаем, как выглядели различные храмы Артемиды и как выглядел единственный армянский языческий храм, доживший до наших дней (Гарни).

4 век
В 4 веке, 332-338 гг, царем Армении стал Хосров Котак. Вокруг города к тому времени сложилась плохая экологическая обстановка, а также, климатические условия усложнились. Царь построил город Двин и переселил жителей туда, так как "Не будучи в состоянии вынести это, жители Арташата до­бровольно согласились на переселение.", Мовсес Хоренаци, кн 3, гл. 8. Однако, "судя по сведениям источников, Арташат и после этого оставался крупнейшим городом, но перестал быть резиденцией армянских царей" (Арташат, Б Н. Аракелян, стр 15).
Еще в третьем веке расстановка сил в регионе изменилась: в 226-227 пало союзное армянам Парфянское царство под натиском персидских Сасанидов, которые усилились и стали проводить агрессивную политику.
Вкратце о событиях той эпохи в Армении, - они впоследствии непосредственно отразились на Арташате.

В 339 г. армяне потерпели новое поражение. В разгар этих событий Хосров умер. На помощь армянам пришли римские войска, вытеснившие персов. Царем был провозглашен сын Хосрова II Тиран. По словам Мовеса Хоренаци, он вел тот же образ жизни, что и его отец, и не проявил ни отваги, ни доблести. С персами он старался поддерживать мирные отношения. В 345 г. персидский шах Шапур II пригласил Тирана к себе для переговоров, захватил его в плен, увез в Иран и ослепил. Власть перешла к его сыну Аршаку II.

Этот царь, желая укрепить центральную власть и навсегда покончить с сепаратизмом нахараров, прибег к решительным мерам. Он основал у южного подножия горы Арарат город, названный Аршакаваном. В нем могли находить убежище бежавшие от своих хозяев крепостные и рабы, а также неоплатные должники. Таким образом царь рассчитывал увеличить за счет подвластных нахарарам людей собственное податное население. Нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом. Все двадцатитысячное население было поголовно истреблено. Аршак вступил с мятежниками в ожесточенную борьбу. Он отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары отдались под покровительство Ирана. Угроза персидского завоевания возрастала с каждым годом. Между тем Римская империя ослабла. Персы постепенно вытеснили римлян из Месопотамии, а в 361 г. император Иовиан подписал с шахом Шапуром II мир, согласно которому обязался не оказывать больше никакой помощи армянам. Спустя некоторое время персы вторглись в Армению, взяли и разрушили Тигранокерты, а затем, перейдя реку Арацани и продвигаясь по течению Евфрата, заняли Ани-Камах. Но в решительном сражении на Айраратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили врага. В войне наступил перелом, и все попытки персов продвинуться в глубь страны были отбиты. Но затем распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно. Аршак принужден был искать мира. В 367 г. Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора. Здесь обоих вероломно схватили. Васак был казнен, а Аршак II заключен в темницу.

Армянское царство оказалось в чрезвычайно затруднительном положении. Аршак имел сына Папа, но тот был еще очень мал, а царица Парандзем не пользовалась достаточным авторитетом. (Прежде чем стать женой Аршака, Парандзем, славившаяся редкой красотой, была женой его племянника Гнела. Аршак заподозрил Гнела в измене и велел казнить его без суда, а затем женился на его вдове, хотя уже имел жену - греческую царевну Олимпию. Парандзем родила от него сына Папа. Не желая делить супруга с другой женщиной, она постаралась извести соперницу. А поскольку та была очень осторожной и никогда не вкушала непроверенной пищи, ее умертвили отравленным вином, поданным во время причастия.) Пользуясь безвластием в Армении, Шапур двинул сюда свою армию. Страна была предана страшному разгрому. Враги взяли и разрушили до основания все крупные армянские города: Арташат, Вахаршапат, Ервандашат, Нахчаван, Заришат, Ван и Тигранакерт, перебили здесь всех взрослых мужчин, а детей и женщин угнали в Иран.

Переселили почти всех городских жителей, переселяли в первую очередь, евреев, но много переселили и армян.
"После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали хранившиеся там сокровища, и всех жителей города увели в плен. Из города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых привел в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок тысяч семейств армян, которых увели (в плен) из города Арташата. Из городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли, так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню.
...А все множество пленных они увели и поселили частью в Асорестане и частью в стране Хужастан.
" - Фавстос Бузанд, История Армении, стр 133; книга 4.

К 368 году практически последним бастионом, сохранившимся у Армении, оставалась крепость Артагерс, где укрывались царица Парандзем с царевичем Папом. Папу вскоре удалось бежать к римлянам, а царица с оставшимися ей верными нахарарами и 11-тысячным гарнизоном больше года, несмотря на жестокий голод и болезни, выдерживала осаду персов. В 369 г. осаждавшим все же удалось взять Артагерс и овладеть всеми царскими сокровищами. Парандзем вместе с другими пленными угнали в Иран. Для ее поругания шах Шапур велел построить на площади своей столицы специальный дом, в котором каждый желающий мог совокупиться с низложенной царицей. Таким образом она была замучена до смерти. А в завоеванной Армении начались разрушение церквей и гонения на христиан.

Но в то время, когда Армянское царство казалось уже окончательно сокрушенным, прибыл Пап с большим римским войском. Вокруг него стали объединяться разрозненные отряды патриотов, и вскоре ожесточенная война возобновилась. Потерпев несколько поражений, персы отступили. В 369 г. вместе с Мушегом Мамиконяном (сыном казненного персами Васака) царь вошел в Арташат. В 371 г. Шапур опять напал на Армению. Решительное сражение произошло у подножия горы Нпат на Дзиравской равнине. Армянская армия, которую поддерживал большой римский отряд, присланный императором Валентом, сражалась с большим мужеством и одержала победу. Шапур вынужден был признать Папа царем Армении. Несмотря на юный возраст, тот проявил себя незаурядным государственным деятелем. В течение всего своего царствования ему удавалось поддерживать мир с Ираном и тем дать стране хотя и короткую, но очень нужную ей передышку. Он увеличил численность царского войска до 90 тысяч человек и с помощью Мушега Мамиконяна сумел разгромить многих мятежных нахараров. Пап попытался также урезать чрезмерные привилегии армянской церкви и из-за этого не раз вступал в конфликт с армянским патриархом Нересом. (Бузанда и Мовес пишут, что тот был в конце концов отравлен по приказу царя.) После его смерти Пап своей властью поставил патриархом епископа Иусика. Многие приюты и монастыри, основанные Нересом, были закрыты или упразднены (царь считал, что они стали убежищем для всех нежелающих платить подати и нести государственные повинности). Часть церковных земель отобрали в пользу казны. В результате всех этих мер Армянское царство вновь усилилось. Однако независимая и самостоятельная политика Папа (в особенности его частые сношения с шахом) не понравились римлянам. В 374 г. римский полководец Теренций пригласил Папа к себе на пир. Здесь прямо за столом армянский царь был зарублен римскими легионерами. Отсюда: Энциклопедия "Все монархи мира". Древний Восток. Цари Армении.

В 387 году Армения была разделена между Ираном и Византией. Однако город продолжил существование и после разорения Шапуром II. В кодексе Юстиниана в императорском эдикте 408-409 гг. Арташат, наряду с Низибином в Сев. Месопотамии и Калиникумом на Евфрате числится одним из пунктов международной торговли, но вероятно, значение он сохранил лишь благодаря тому, что находился на перекрестке дорог.

Дальнейшая история города
В 7 веке на месте некогда большого и цветущего города сохранилась крепость и небольшое поселение, жители которого занимались изготовлением армянской пурпурной краски - кошенили. Арабский историк Баладзори в связи с событиями 7 в. называет Арташат "селением ал кирмиз" - красной кошенили. В дальнейшем Арташат исчезает с исторической арены. Сохранилась лишь его былая слава, как в анналах истории, так и в памяти народа.
В 13 веке на месте ямы Хор-Вирап возник монастырский комплекс Хор-Вирап с высшей школой, руководимой одним из крупнейших ученых средневековой Армении - Варданом Аравелци. В настоящее время не сохранилось ни следов церкви раннехристианского периода, ни монастыря 13 века. На их месте стоит комплекс Хор-Вирап, возведенный в 17 веке, состоящий из главной церкви Богородицыы, церкви Св. Григория на яме Хор-Вирап и жилых хозяйственных помещений, примыкающих к ограде комплекса с ее внутренней стороны.
В 1828—1830 гг. на месте Арташата переселенцами из Хоя и Салмаста было основано новое поселение под названием Гамарлу (арм. Ղամարլու), ставшее к концу XX века крупным селом. С 1930 г. Гамарлу становится районным центром, 4 сентября 1945 года вновь получает название Арташат. В 1946 году получает статус посёлка городского типа, в 1962 году — статус города. Население его, согласно переписи 1989 года составляло порядка 32 тыс. чел, в 2001 году - 22.6 тыс, а по данным World Gazetter, составляет 20.9 тыс чел по состоянию на начало 2008 года.

Архитектура города
Все хорвирапские холмы были огорожены крепостными стенами. Каждый холм имел свои стены, однако они не являлись отдельными укреплениями, а соединялись друг другом, образовывая единую систему укреплений. Между холмами возводились двойные параллельные линии стен, образующие узкие проходы, которые, соедняясь, образовывали весьма обширную и мощную оборонительную систему. Вероятно, именно потому Тацит и говорит о необходимости многочисленного и сильного гарнизона для укрепления города. Следы крепостных стен видны на всех холмах, хотя местами они не сохранились, выветрились и разрушились. При раскопках одной из крепостных стен были обнаружены фрагменты карасов, глиняных светильников и других видов керамики, относящихся к Араратскому царству (Урарту), это все было известно археологам по находкам из Эребуни и Тейшебаини (расположенных в черте Еревана), Аргиштинхили (Армавир). На первом холме под вымощенном камнями полом 2 в до н. э. была найдена урартская печать с изображениями жрецов или богов, к сожалению, сильно стертыми.
Дома традиционного местного облика, построенные из красноватого рваного камня, особенно белокаменные монументальные здания, украшенные колоннами и перекрытые черепичными кровлями, представляли собой яркую и красочную картину под солнцем. Интерьеры зданий были украшены архитектурным убранством и стенной росписью. Наконец, единая планировка, искусное сочетание кварталов, улиц, площадей и строений с рельефом холмов и равнины, наличие коммунальных удобств (акведук/водопровод, бани и проч.) - по всей видимости это все и являлось основой для столь высокого отзыва о градостроительных достоинствах столицы древней Армении.
Так как города находился у слияния рек Аракс и Мецамор, Арташат был защищен и водными рубежами. Через Аракс был перекинут мост Таперакан, он находился перед городом и, вероятно, на него выходили одни из главных ворот города. Через этот мост шла магистральная дорога на юго-запад, соединявшая Арташат с Тигранакертом. У мецаморского моста дорога разветвлялась - в северозападном направлении она вела к Вагаршапату, а в юго-восточном - в Иран. Эти дороги имели как военно-стратегическое, так и торгово-экономическое значение.
Город имел обширную и мощную оборонительную систему, состоявшую из крепостных стен, валов и рва, заполнявшихся водой.
Защитники города пользовались в те времена луками, дротиками, катапультами, пращами и горючей смесью. Так, при раскопках на 1 холме, у стен, как снаружи, так и с внутренней стороны, было найдено множество каменных ядер от катапульт. Об этом подробнее можно прочесть здесь.
О недавно обнаруженном (сентябрь 2007 года) языческом храме Арташата можно прочесть на сайте Армениапедия.

Руины строений, открытых раскопками на 8 холме


Исторический Арташат, вид со спутника, by Google Earth


Городская монета 183 г н э с надписью Артаксата-столица на греческом языке. Хотя столица официально была перенесена еще в 166 году.


Последнее обновление - 10 февраля 2008 года

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
demographer
Jan. 29th, 2008 04:44 pm (UTC)
offtop just fyi
From: "Philip Dwyer" <philip.dwyer@newcastle.edu.au>

Call for papers
Revisiting the Massacre in History:
An Interdisciplinary Workshop
25-26 September 2008

*All massacre is violence, but not all violence is massacre.*

In 1995, a conference was organised at the University of Warwick by
Mark Levene and Penny Roberts in which the groundwork for a study of
massacre was laid. Ten years later, the Conflict Research Group at the
University of Newcastle, Australia, invites scholars from all disciplines
to
reassess the research that has been done since that time, to place
massacre as an area of study within the context of contemporary events,
and to (re)examine the massacre in history and the processes by which it
operates. The organisers hope that the workshop will result in a
clearer definition of massacre in an historical context, and produce a
tighter framework for future massacre studies. We hope to address topics
and
problems from a wide variety of periods and places, from ancient
history to the present, and from all parts of the world. The massacre has
become synonymous with genocide in recent years, but the workshop will
focus on the distinctiveness of massacre as an historical experience, and
will not focus on themes related to genocide or Holocaust studies.
Topics could include but are not limited to the following:
* theories of massacre
* the emotional and psychological texture of massacre
* the manner in which massacres operate and the impetus behind them
(racial, religious, political, sexual, age-related, ideological,
military)

* massacre and the state
* the massacre in memory (monuments, commemorations)
* representations of massacre in art, film, photography and the novel
* the massacre as an agent of violence
The organisers hope to publish the conference proceedings. Please send
titles and abstracts (for presentations of about 40 minutes) of no more
than 400 words by 15 March 2008 to:
Dr Philip Dwyer Philip.Dwyer@newcastle.edu.au
Prof. Lyndall Ryan Lyndall.Ryan@newcastl.edu.au


Dr Philip Dwyer
School of Humanities & Social Science
University of Newcastle
Callaghan NSW 2308
Australia
athanatoi
Jan. 29th, 2008 07:38 pm (UTC)
Re: offtop just fyi
Интересно.. :) Письмо от этого автора пришло и мне, но я его удалил не задумываясь. Хотя будет сложно написать хорошую речь на английском..
demographer
Jan. 30th, 2008 09:29 am (UTC)
Re: сложно написать хорошую речь на английском
першлите товарищу :)
vesta923
Jan. 29th, 2008 09:15 pm (UTC)
Спасибо, буду ждать продолжения
fhen
Mar. 18th, 2008 04:22 pm (UTC)
Пару вопросов:
1. Что имеется ввиду под "ухудшилась экологическая обстановка и климатические условия"? Разве переселение не было связано с изменением русла Аракса?
2. Разве Арташат "находился на слиянии Аракса и Мецамора"? Может, Аракса и Азата? Или в старину Мецамором звали Азат, а нынешний Мецамор (который Севджур) звали по-другому?
fhen
Mar. 18th, 2008 10:14 pm (UTC)
2. Сам ответил и сам выяснил ответ на свой вопрос =)
Мецамор поменял своё русло и сейчас впадает в Аракс совсем в другом месте. Кстати, если так, то выходит, что Раздан раньше впадал в Мецамор... И, скорее всего, Азат тоже.
athanatoi
Jul. 30th, 2008 09:35 pm (UTC)
1. Там появились зловония, согласно Хоренаци.
eilide
Oct. 5th, 2008 12:16 pm (UTC)
а как можно доехать до Арташата из Еревана?
athanatoi
Oct. 9th, 2008 07:45 am (UTC)
Пока точно не знаю... вроде транспорт есть. Во всяком случае, монастырь Хор-Вирап расположен как раз там. К сожалению, развалины АРташата в крайне плачевном состоянии и раскопок на них не ведется уже лет 20-25
(Anonymous)
Nov. 9th, 2009 04:08 pm (UTC)
Хочу Вам подсказать товет на вопрос о том,как можно дое
Хочу рассказать Вам из своего опыта. Я сам лично приехав из Москвы в Ереван,и для себя точно решил,что обязательно посещу Хор Вирап,ту точку на Планете Земля, откуда в принципе впервые в Мире местный царь дерзнул признать эту веру(христианство) как официальную. Откуда оно разошлось и дальше в Албанию,Ассирию,Грузию,Северный Кавказ и Среднюю Азию. Из этой статьи в инете мне стало ясно,что в двухстах метрах от монастры Хор Вирап есть раскопки древнего Арташата,о чём прежде незнал и сейчас жалею,что не посетил эти раскопки.
Так вот. Из Еревана легче всего добраться до Хор Вирапа на такси за 500 драмов(равно $15),причём это только туда,а за обратно яс таксистом за $8 договорился.
С уважением Карен.
athanatoi
Nov. 10th, 2009 11:56 am (UTC)
Re: Хочу Вам подсказать товет на вопрос о том,как можно д
теперь я и сам знаю :)

с вокзала Сасунци Давид, там есть остановка маршруток едет маршрутка в село Лусаррат рядом с Хор Вирапом, на ней крупным шрифтом и написано "Хор Вирап".

и стоит она кажется 400 или 500 драм. это 1.5 долл. А у вас 15 долл- или это 5000?
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

from_mars
athanatoi
Athanatoi
November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner