Athanatoi (athanatoi) wrote,
Athanatoi
athanatoi

Categories:

Армянское дохристианское наследие

Рискую для многих армян стать неполиткорректным и даже маргиналом... но истина дороже. Еще: многим статья может показаться дилетантской - но это единственное что я смог собрать об армянском дохристианском религиозно-культовом наследии, так или иначе дожившем до сегодняшнего дня.

Тема родноверия (язычества) в Армении для большинства табуизирована - и понятно почему. С одной стороны, христианская (как и другие монотеистические) религия боролась с родновериям в странах, куда она проникла, в том числе и Армении. Но христианская история и архитектура Армении исследована достаточно хорошо, а вот дохристианской мало кто хочет заниматься. С другой стороны, в советской исторической традиции очень в ходу была традиция "уравняловки" всех народов - поэтому многие достижения армянской культуры и истории "распределили" между разными соседними и погибшими ныне народами. А "языческая" история Армении это вся история страны до конца 3 века новой эры. Тема требует очень большого внимания, поэтому я сделал первый шаг своей статьей про Арташат и историю Древней Армении.

Храм в Мусасире (Ардини), 9-8 вв до н. э. Согласно принятой советской истории, храм главного урартского бога Халди. Мы, естественно, эту версию не признаем и считаем Мусасир и большую часть Араратского царства армянским наследием. Тема не об этом. Сам храм был разграблен (и, возможно, тогда и разрушен) в 714 году до н. э. ассирийским царем Саргоном. (Помог с темой храма Арт с форума миацум).

Модель храма в Мусасире




Изображение с ассирийского барельефа - уничтожение храма.


Ворота Мhера в Ванской крепости. Mher = Mihr = Mitra и это индоевропейские божества (а никак не хуррито-урартские), а крепость построена в Ване, столице Араратского царства (Урарту). Сам Мhер также фигурирует и в армянском эпосе "Давид Сасунский", записанном в 9 веке, охватывающем многие периоды и слои армянской истории и мифологии (в т. ч., как борьбу с арабами, так и войну Араратского царства с Ассирией).



Всем хорошо известный храм Гарни. Особо выделять не буду, расскажу лишь вкратце. Построен в 70х гг. 1 века н. э. в крепости Гарни (построенной во 2 веке до н. э.), в ущелье реки Азат с очень красивой природой. Переживший даже христианизацию, арабское и турецкое нашествия, храм разрушился от землетрясения 1679 года и был восстановлен уже во второй половине 20 в. Хорошое описание Гарни и традиции родноверия тут. А посвящен он тому же Митре - Mhepy.



По соседству с Гарни находились бани - 3 века строительства, отчасти сохранившиеся. А на полу сохранилась мозаика.

Собственно в Армении есть и еще несколько неизвестных храмов, но вопросы относительно их довольно спорны.

Когда я был в окрестностях Дилижана, конкретно, посетил монастырский комплекс Гошаванк в июле 2007 года (сам по себе монастырский комплекс тоже очень интересен, но разговор о другом), увидел какие-то остатки стен, стоящие прямо впритык к одной из церквей. С расспросами отправился к местным жителям и получил ответ от одной бабушки, которая сама рассказывала всем историю местности и храмов забесплатно (только мало кто заинтересовался :( ) - это стены одного из зданий языческого храма, построенного в 1 веке. Утверждать о чем-либо на 100% не могу (можно лишь сделать предположения), никаких ссылок кроме местных жителей нет, но я склонен верить им. По всей вероятности, сами стены "кое-как" восстановлены местными жителями.

Апд: Показал своему отцу, которого могу назвать экспертом архитектуры - он сказал вот что. Колонны, по всей видимости, достаточно древние, окружающая кладка явно более позднего происхождения, сравнительно беспорядочно собранная. Кладка самих оснований колонн предполагает следующее: 1. высокую культуру обработки камня того времени, 2. По фотографии трудно судить, использовались ли бетонообразные материалы для фиксации основания колонн. Соединения последующих фрагментов происходило, по всей вероятности, с помощью металлических, либо металлических штырей, о чем свидетельствуют отверстия в сохранившихся торцах колонн. О высоте самих колонн судить трудно, однако заметно, что она явно превышала высоту забора, построенного вокруг них. Возможно, вершины колонн соединялись поперечными балками ("регелями"). По фотографии также трудно судить об общем количестве самих колонн и их истинном назначении. Не исключено, что это сооружение носило культовый характер и служило, к примеру, для астрономических целей (было чем-то типа астрофизической обсерватории). Даже приблизительная оценка возраста помогла бы ответить на многие из вопросов, возникающих при рассмотрении фотографии.
П. С. Автор настоящей рецензии видел лишь фотографию и не исключает любые другие версии, вплоть до столовой монастыря :). Возможно это и миф, придуманный местными жителями.

Фотографии (уменьшенные мной) прилагаю:

1. На фоне монастыря



2. Сверху



В античной Армении религиозным центрами был город Аштишат (в Тароне), где находилось святилище бога Ваагна, а также, храм Астгхик. Он был христианизирован в 4 веке, по всей вероятности, там и произошли сражения между регулярной армией Трдата, предводимой Григорием и армянскими языческими отрядами, как сообщает Зеноб Глак. В 356 году там был основан Аштишатский собор. Общеизвестно, что при изучении Эчмиадзинского собора обнаружили, что и он был построен на основании разрушенных языческих святилищ. Еще одна новость: примерно 4 месяца назад археологи обнаружили языческий храм в Арташате.

И теперь, перейдем в район нынешней Малатьи (города, во все времена имевшего большинством армянское население), на гору Немрут, на которой находятся древние скульптуры, по нашему мнению однозначно армянского происхождения. На этой горе находятся большие статуи богов Ваагна, Астгхик, Анаит, Тира и других, а также, армянских тотемов орла и льва. Здесь, во второй части поста, посвященного, в общем, этой же теме, больше фотографий и информации на тему у arin_berd^ http://arin-berd.livejournal.com/2979.html#cutid1 . А тот самый Антиох из Коммагены, который стал ее правителем после ухода оттуда Тиграна II, и которому приписывается строительство этих скульптур в 64 году до н. э., через 2 года после того, как провинция была отнята Римом у Армении по всей вероятности, имел армянские корни. Об этом, как мне сказал Арцив с форума ОА, написано в энциклопедии Иранике - здесь и здесь.





Постскриптум: понимаю, что в статье может быть много ошибок, но прошу специалистов отнестись с пониманием :)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 40 comments