?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Из 29 армянских церквей, действовавших в Тбилиси в начале 20 века, ныне работает лишь одна, Сурб Геворк, остальные были либо взорваны, разрушены, либо огрузинены, либо сейчас с "неопределенным статусом". Сама Епархия ААЦ в Грузии не имеет никакого юридического статуса. При этом еще в 17 веке число церквей составляло "14. Изъ нихъ 6 греческихъ, принадлежатъ грузинамъ, остальная армянамъ" (Шарден, 1671), а армяне составляли 14500 из 20000 населения города (Туренфор, 1701). Армянское население города за последний век уменьшилось численно в два раза, а процентно - с 41% в начале века до 7% к 2002 году.
Не считая войскъ, въ Тифлисе проживаетъ свыше 320 тысячъ душъ обоего пола, при чемъ половину составляютъ коренные жители. Преобладающую часть населенія составляютъ армяне — 40,90%, затемъ идутъ русскіе — 22%, грузины (картвельцы) — 17,7% и проч. національности — 19,4% (татары 10 тысячъ, евреи — 9 тыс., немцы, поляки, французы, турки, чехи, италіанцы, греки и др.).
Пресс-релиз ACCG Религиозный экстремизм в Грузии приводит к потере еще одной армянской церкви (СУРБ НОРАШЕН)

Последний этап...

На днях в Тбилиси начался последний этап «грузинизации» Армянской церкви Благовещения Богородицы «Норашен», расположенной в старом районе города на улице Леселидзе (прежде «Армянский базар»). Церковь Норашен расположена в одном дворе с Грузинской (бывшей Греческой) Православной церковью «Джврис Мамис Монастери».

В течение последних 5 дней группа рабочих под руководством настоятеля соседней церкви отца Тариэла (известным из всех предыдущих статей и репортажей о Норашене) активно строит бетонно-металлическую изгородь с калитками с задней части церкви, тем самым достраивая и замыкая забор по всему периметру храма. При этом всячески используется грузинская символика в виде грузинского креста. По словам самого о. Тариэла, «в церкви начнётса грузинская литургия не позже чем через месяц после завершения внутренних «ремонтов» в самом здании».

Краткий исторический экскурс

Церковь Благовещения Богородицы «Норашен» – одно из наиболее примечательных армянских культурных сооружений в Тбилиси, представляющая собой тип купольной базилики, фасады которой выделяются декоративной аркадой. Над западным фасадом на крыше поставлена небольшая ажурная ротонда колокольни. Интерьер церкви украшен фресками работы известного армянского художника Овнатана Овнатаняна. Норашенская церковь была основана в 1467 г. Садатом. В 1650 г. Ходжа Назар перестроил почти разрушившуюся церковь, купол которой был построен мастером Петросом. В дальнейшем церковь повторно реставрировалась в 1795 г., 1808 г. и 1875 г. Во дворе церкви находятся могилы усопших Лиды Тамамшян, нескольких человек из рода Вартановых и г-жи Катаринэ Придонян. В связи со строительством улицы «Армянский базар» (ныне Леселидзе), в 1924-1925 г.г. была создана специальная группа, которая проголосовала за разрушение «Норашена». К счастью, решение не утвердилось, и церковь избежала разрушения. В 1937 г. церковь «Норашен», как и многие другие церкви на территории СССР, была закрыта. В последующие годы здание использовалось в качестве архива.

Следует напомнить, что попытки «огрузинить» церковь «Норашен» начались ещё с 1989 г. В частности, в 1994-1995 гг., тем же самым отцом Тариелом. С целью уничтожения фактов, свидетельствующих об армянском происхождении данного здания, был разрушен алтарь церкви. 8 февраля настенные надписи мастера Петроса, повествовавшие о реконструкции купола в 1650 г., были уничтожены. Другие армянские надписи – два хачкара и две великолепные фрески XIX века, сотворенные представителями школы Овнатанянов – также были повреждены и уничтожены. Были заменены двери с Армянской эпиграфикой.


Слева: Сурб Норашен в 1990 году Посередине: 2006 год, сбитая надпись
На фото справа - Надгробие, с которого "градом сбило все буквы" несколько лет назад


Слева: Принесенные в 2004 году надгробия Справа: Создание "старинного" креста у церкви

15 февраля 1995 г. церковь была освящена как «Грузинская Православная церковь». Результатом этих посягательств и актов вандализма явился официальный визит делегации армянского духовенства из Эчмиадзина в Тбилиси, которая встретилась с Грузинским Патриархом – Ильей Вторым, после чего было решено приостановить любые действия до наступления лучших времен.
Церковь была закрыта.

Второй этап операции по захвату храма был предпринят уже в 2005 году, когда вышеупомянутым священником с загородного кладбища были привезены надгробные плиты с грузинскими надписями вековой давности и установленны непосредственно у стен Армянской церкви. В то же самое время, армянские надгробные плиты, расположенные по другую сторону церкви подверглись актам вандализма – с них были стерты армянские надписи. На этот раз вопрос был поднят представителем Епархии Армянской Апостольской Святой Церкви в Грузии, отцом Абгаром, который старался защитить армянское историческое наследие, за что его перевели в Армению.

Наши дни

В 2006 году был совершен очередной факт вандализма по отношению к церкви: камнями была сбита армянская надпись у центрального входа в церковь. Начатое прокуратурой города следствие, похоже, так и не выявило преступников.

Всё это происходит на фоне пассивной деятельности в данном вопросе Епархии ААЦ в Грузии и официального Эчмиадзина, чьи представители уже многие годы подряд безнадежно обещают решить вопрос «спорных церквей». Данное безразличное отношение к армянскому историческому наследию Тбилиси, так же как и к армянской общине в целом на протяжении последних 2-х десятилетий, уже привело к негативным последствиям. Многие временно нефункционирующие армянские церкви на территории Грузии, в частности, 6 из них в Тбилиси, были присвоены Грузинским духовенством. Кроме того, резко сокращается и количество паствы ААЦ.

Напомним, что церковь Благовещения Богородицы «Норашен» вместе с остальными тремя в Тбилиси и церковью Сурб Ншан в г. Ахалцихе входят так называемый список «спорных церквей», которые Эчмиадзин требует вернуть армянской епархии. Однако эти справедливые требования так и остаются на словах, в то время как грузинское духовенство предпринимает конкретные захватничесские шаги по отношению к армянским храмам и кладбищам, паралельно развивая антиармянские настроения среди своей паствы и внедряя прозелитизм среди армян. В результате данной политики, с каждым годом всё больше армян отчуждаются от армянской церкви и в итоге ассимилируются.

По словам того же о. Тариэла, у грузинской патриархии долгосрочные планы по отношению к другим христианским (не ортодоксальным) меньшинствам страны – «все церкви и всё население должны стать православными, и в первую очередь это касается именно армян».
Процессу оттока последователей Армянской Апостольской Церкви способствует также и тот факт, что Епархия ААЦ в Грузии (за исключением Джавахка – Регион Самцхе-Джавахети) по-прежнему отмечает большие церковные праздники по православному календарю.
Отметим также, что на территории Грузии юридический статус имеет только Грузинская православная церковь. Армянская Епархия (как и другие конфессии) по-прежнему не зарегистрирована и не является юридическим лицом.

Подобная деструктивная политика бьёт по имиджу страны, а также по морально-духовному состоянию армянской общины Тбилиси и всей Грузии. Сегодня из примерно 80 тысячного армянского населения Тбилиси, осталась лишь ничтожно малая доля армян, которые все ещё поддерживают связь с армянством и с армянской церковью, однако и они постепенно приходят в разочарование и полное отчуждение.
Выводы о дальнейших взаимоотношениях надлежит сделать как правительствам двух стран, так и церквям двух народов.


Май 2008 года

Пресс-служба Армянского Центра Сотрудничества Грузии.
Убедительная просьба всем распространить по СМИ и др.


На фото - церковь Кармир Аветаран Св. Шамхорцев, взорванная в апреле 1989 года. До того дня - самая высокая церковь в городе.


Церковь Сурб-Ншан, сгоревшая в 2002 году (в центре города... и горела достаточно долго).


"Многонациональный" Тбилиси. Справа - грузинская церковь Сиони, посередине - греческая базилика, 15 лет назад переделанная в грузинскую, слева - армянский Сурб Норашен (который тоже "должен стать грузинским").

Comments

( 35 comments — Leave a comment )
nrbakert_tashuk
May. 16th, 2008 01:26 pm (UTC)
И станет грузинским, даже и сомневаться не стоит. Как и все дела и дома и история армян Грузии. И чему удивляемся?? Я очень спокойно к этому отношусь, все это вполне закономерно, - правда часто думаю, что лучше уж взорвать все это, что-бы никому не досталось. Пусть грузины строят свои шедевры сами... Эти церкви предназначены, что бы там звучала молитва на армянском, наши потрясающие шараканы, армянская литургия, песнопения и Айр Србоц и Аравот Лусо... Почему ЭТИ СТЕНЫ из-за нас должны нести эту ношу- (есть армянское красивое слово- хнкарнквел)-хнкарквел по грузински??? Лучше уж они перестали существовать... не знаю, я так чувствую, может я и не права, но.. и только мы виноваты... грузины делают свое дело и для своего народа и своей родины... и их Бог помогает им в этом... А мы для своего ничего не делаем, поэтому наш Бог и никак нас не прощает... Я уже НЕНАВИЖУ, когда поднимают бокал за "наш стехцарар и шинарар народ, который везде созидает"... меня уже мутит от этого... ну и что мы имеем?? Строили-строили, и наконец построили... Можно грузинов понять- куда не кинь взгляд-армянская церковь! С какой стати? вот и стараются, да еще церкви с таким "историческим приданым"...И я уже не верю, что время все расставит на свои места и вор ответит за свое воровство.. НАДО СТРОИТЬ У СЕБЯ, в Армении, и созидать там...
gagasik
May. 16th, 2008 02:38 pm (UTC)
В последний раз была в Тбилиси в конце прошлого года. Водитель грузин проезжая по Леселидзе кивнул на Норашен и сказал :"Ваша церковь". Так что настоящие тбилисцы все прекрасно знают, что кому принадлежит - просто молчат исходя из "патритотизма". Мер "патриотизмн" ел ирар хангарелун медж а - поэтому у себя строить тоже не всегда получается - вот так воть.
luky_ami
May. 17th, 2008 12:13 pm (UTC)
ну вы даёте, значит то, что грузины разрушают и подстраивают по себя наши церкви, это нормально??? тк куда не взгялни , везде армянские церкви??? Но ведь турки и азербайджанцы тоже самое делают! значит одним не прощаем , а другим можно?? какая разница и там и там осквернение нашей святыни , нашей истори, нашей церкви и над нами армянами....давайте тогда будем оправдыхвать и этих!
и то, что НАСТОЯЩИЕ тбилисцы знают, не мешает другим "делать своё дело" и разрушать наши церкви! а толку -то от того, что они знают?

тут , как я понимаю, проблема (помимо неуважениям грузинами армяских святынь) -это безразличное отношение Армении к этому вопросу! почему например наш Каталикос не может вмешаться?? ну и получается, что раз самой ААЦ безразлично, то тогда почему у Грузии сердце должно болеть???


это, хотела спросить, а за чьи деньги поддерживаются эти объекты??

я считаю, что в любом случае наши официальные армянские власти и ААЦ должны каким-то образом вмешаться и отстоять свои позиции!! хватит уже кидать своих армян и пора бы уже характер показывать!
gagasik
May. 19th, 2008 10:02 am (UTC)
Конечно же я не считаю, что это нормально, странно что Вы меня поняли так
arin_berd
May. 17th, 2008 01:45 pm (UTC)
Пока не поздно, следует все тщательно документировать. Все факты разрушений, переделок и пр. У Грузии есть куча обязательств перед международными организациями. Все факты нарушения прав армян следует собирать и отправлять туда. Надо готовиться на длительную борьбу за свои права. На данном этапе, следует поднять шум по поводу переделки Норашена. Некоторые армянские и зарубеждные СМИ распечатают статьи и высложат фотки. Политика Грузии принимает откровенный антиармянский и вражеский характер.

я перезапущу пост у себя. свяжись вечером со мной.
athanatoi
May. 17th, 2008 05:20 pm (UTC)
http://www.kavkaz-uzel.ru/newstext/news/id/1216321.html
Элчян: духовенство Грузии захватывает армянские храмы в Тбилиси
athanatoi
May. 17th, 2008 09:03 pm (UTC)
Грузинские ученые обсудили вопросы армянского сепара
На днях в Тбилиси в здании Кавказской Международной Академии состоялась конференция по достаточно актуальной для региона теме - «Армянский сепаратизм и терроризм».

Организатором мероприятия выступил Сухумский государственный университет.

Грузинские ученые выступили с целым рядом докладов, затрагивающих вопросы региональной безопасности.

Проректор Сухумского госуниверситета историк Зураб Папаскири посвятил свой доклад вопросам агрессии армянской историографии, что является болезненной темой для Грузии. Дело в том, что армянские историки неоднократно выступали и продолжают выступать с так называемыми обоснованиями принадлежности ряда грузинских территорий, и, в частности, Самцхе-Джавахетии, Армении.

В ходе конференции были обсуждены исторические аспекты переселения армян на Кавказ и показано, что «армяне не являются автохтонами Понто-Кавказского пространства», а сама Армения была создана на исторических грузинских и азербайджанских территориях. Ученые проанализировали созданные армянством мифы для реализации экспансионистских целей (идея «Великой Армении», «геноцида армян»).

Профессор Сухумского госуниверситета историк Гурам Мархулиа рассказал о целенаправленной деятельности армянства по созданию моноэтнического пространства и роли армянского терроризма в этом процессе. Немало говорилось на мероприятии о проявлениях армянского сепаратизма в Грузии, а также преступной деятельности армянских террористических и бандитских формирований в регионе в целом. Об участии армянских группировок в оккупации Абхазии аудитории рассказал глава Кавказской Международной академии Давид Читайя.

На форуме была отмечена также направляющая роль Армении в распространении сепаратизма в странах региона и осуществление Ереваном политики терроризма на государственном уровне. Ученые указали также на то, что зачастую деструктивная деятельность Армении в регионе инспирируется реакционными политическими кругами в России.

Необходимо отметить, что участники конференции в своих выступлениях ссылались на материалы исследований авторитетных ученых из Грузии, Азербайджана, Турции и России. Под занавес конференции прозвучала мысль о необходимости объединения усилий грузинских, турецких и азербайджанских ученых с целью проведения совместных исследований по актуальным проблемам региональной безопасности.

http://www.apsny.ge/news/1209423351.php

Можно вспомнить недавнее выступление грузинского парламентария, где он говорил о том, что "Микиртум должен покинуть Тбилиси" и другие примеры армянофобии общества.
armblogs
May. 19th, 2008 04:54 am (UTC)
Ваш пост добавлен в АрмЛенту. Его можно увидеть по адресу http://www.miacum.ru/gazeta/cat/armlenta
Если вы не желаете видеть этот свой пост в АрмЛенте, то отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/1611.html
Если по каким-то причинам вы хотели бы удалить свой ЖЖ из проекта Armblogs, отпишитесь, пожалуйста, здесь http://armblogs.livejournal.com/796.html
Спасибо за понимание!
С налучшими пожеланиями, Miacum team
old_dilettante
May. 19th, 2008 12:48 pm (UTC)
Единственно чего я не понимаю... Грант, у меня тут вопрос такой...

Сколько я не ездила в Тбилиси с 2000-го года, эта вот церковь была всегда заперта, была в плачевном состоянии, а двор зарос травой и завален камнями. Когда как церковь напротив - грузинская - работала.

Почему? Грузинские власти закрыли? Или наша епархия рукой махнула?
athanatoi
May. 19th, 2008 12:53 pm (UTC)
Грузинские власти закрыли.
(no subject) - athanatoi - May. 19th, 2008 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_dilettante - May. 19th, 2008 01:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - May. 19th, 2008 01:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - old_dilettante - May. 19th, 2008 01:15 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - May. 19th, 2008 01:18 pm (UTC) - Expand
ekser
Dec. 2nd, 2010 05:11 pm (UTC)
Она с советских времен закрыта.
(no subject) - athanatoi - Dec. 3rd, 2010 11:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - ekser - Dec. 3rd, 2010 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 3rd, 2010 12:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ekser - Dec. 3rd, 2010 02:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 6th, 2010 06:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - ekser - Dec. 6th, 2010 09:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 6th, 2010 11:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ekser - Dec. 6th, 2010 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 6th, 2010 01:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ekser - Dec. 6th, 2010 02:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - athanatoi - Dec. 7th, 2010 01:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - javedhy - Dec. 7th, 2010 06:18 am (UTC) - Expand
art_green
May. 20th, 2008 09:18 pm (UTC)
Евгеника



Конечно это не корректно вспоминать евгенику, но как не крути её ещё не отменили.
Церкви будут перекраивать так как они являються неотьемлемым элементом истории! Они как пощёчина на пухлых грузинских щеках, менявших свою веру восемь раз, и теперь пытающихся сделать Адама и Еву гражданами тысяча вековой грузии. Это будет продолжаться до тех пор пока дух неполноценности не выветрится из их светлых голов.
(Anonymous)
Jun. 29th, 2008 11:14 pm (UTC)
Re: Евгеника
VOT KAK RAZ ZA ETO ARMIYN NIGDE I NE LIUBIYT-ZA IX LJIVII I PODLIY IYZIK-GRUZINI NIKOGDA NE MENIYLI RELIGIU V OTLIHII OT ARMIYN- KOTORIE I GRIGORIANE I KATOLIKI I CHERT ZNAET CHTO ESHE !!!! I ETO VI VSEGDA, UCHAIYS KOMPLEKSOM NE POLNOTSENNOSTI PRISVAIVAETE SEBE ZASLUGI DRUGIX NARODOV. LIJITE SRAKU ROSSII I DALSHE, KAK GOVORIT ARM. POSLOVITSA-RUSSKIY XER DLIY VAS SLADOK !!!!!
Re: Евгеника - art_green - Jul. 3rd, 2008 01:01 pm (UTC) - Expand
Re: Евгеника - (Anonymous) - Oct. 23rd, 2008 11:14 am (UTC) - Expand
Re: Евгеника - art_green - Oct. 26th, 2008 02:10 pm (UTC) - Expand
izabel1966
Jun. 4th, 2008 06:29 pm (UTC)
Я считаю,что это происходит опять из-за нашей так сказать беспомощности!Строили ,строили везде и в Азербайджане такая же участь постигла все наши храмы! Теперь тут ...Боимся испортить отношения с братским народом!В конце концов ,мы можем сами что-либо отстоять,как к примеру евреи по всему миру!Даже если они не живут большой общиной,никому в голову не придет закрыть синагогу или еще что-то в этом духе!Почему наша действующая армянская Епархия в Грузии настолько беспомощна?Почему ААЦ молчит или действует малоэффективно? Мы действительно начинаем привыкать ко всему этому... Грустно и обидно!
athanatoi
Jul. 3rd, 2008 02:14 am (UTC)
Тигран Саркисян: грузинский премьер заверял, что посяг
Премьер-министр Грузии Ладо Гургенидзе месяц назад заверил Ереван, что проблемы с принадлежностью армянских церквей на территории Грузии будут урегулированы, а все посягательства на эти церкви будут исключены. Об этом на пресс-конференции в Ереване 2 июля заявил премьер-министр Армении Тигран Саркисян, отвечая на вопрос о проблеме армянских церквей на территории Грузии.

"Гургенидзе отметил тогда, что подобные явления не приветствовались, и не будут приветствоваться, а правительство Грузии будет предпринимать четкие действия для того, чтобы не допускать подобных явлений. Мы должны строго следить, чтобы армяно-грузинские дружеские связи не подвергались риску", - подчеркнул Тигран Саркисян.

Напомним, что грузинская православная церковь регулярно предпринимает попытки завладеть несколькими, недействующими в эпоху СССР, армянскими церквями в Тбилиси и Ахалкалаки, которые Армянская апостольская церковь считает своей собственностью. Проблему усугубляет то, что власти Грузии на протяжении лет отказываются регистрировать Армянскую апостольскую церковь, которая действует на территории Грузии в условиях, не соответствующих ее статусу.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1022558.html
14:34 02.07.2008
( 35 comments — Leave a comment )